ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Уважаемые  ребята и родители!


В Центре внешкольной работы организован образовательный процесс для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Начало этой работе было положено в 2014 году, когда одна из комнат школьника – «Олимпиец»  (пр. Передовой, 3) – была определена для работы с детьми с особыми потребностями. Это помещение было выбрано для работы с инвалидами, потому что не требовало особых преобразований архитектурной среды, имело достаточную площадь, находилось в доступном  месте, в центре города.  В комнате школьника были оборудованы различные зоны: учебная, игровая, для занятий адаптивной физкультурой, музыкальных занятий.

Включение Центра в реализацию федерального проекта «Доступная среда» сделало возможным организацию работы с детьми-инвалидами еще в четырех помещениях – шахматном клубе «Белая ладья» (ул. Морозова, 103), комнате школьника «Буревестник» (ул. Доваторцев, 53/3), комнате школьника «Искорка» (ул. Лермонтова, 271) и в административном корпусе (ул. Осетинская, 4).

Расширение географии помещений, доступных для детей-инвалидов повлекло за собой разработку специального проекта «Шаг за шагом», нацеленного на социальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья через их вовлечение в дополнительное образование, научное руководство которым осуществляет кафедра специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института.

Проект включает реализацию дополнительных образовательных программ, психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей, организацию досуговой деятельности.

Учебные занятия с детьми с особыми образовательными потребностями носят не только обучающий характер, но и включают элементы терапии (арт-терапии).  Эти занятия для ребят с ОВЗ на регулярной основе развивают творческий потенциал, совершенствуют коммуникативные навыки и навыки самообслуживания, расширяют представления об окружающем мире, делают его более красочным и доступным, способствуют более успешной адаптации и социализации.

Ребятам предлагаются различные варианты включения в образовательный процесс: в обычных и специальных учебных группах.  По адаптированным образовательным программам дети могут заниматься как в группе, так и индивидуально.

Помимо учебных занятий, дети-инвалиды имеют возможность принять участие в различных мероприятиях: это и экскурсии в ботанический сад, и походы в кино и театр, и посещение праздничных утренников, представлений кукольного театра, участие в мероприятиях на площадках по месту жительства.

Такое разнообразие программ по направленностям, формам обучения вызвано необходимостью удовлетворить потребности детей, имеющих очень разные ограничения. Среди обучающихся Центра есть дети, имеющие последствия раннего органического поражения ЦНС, Эпи синдром, симптоматическую эпилепсию, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, задержку психического развития, задержку речевого развития, синдром Дауна, болезни органов зрения и слуха.

Разнородность категории детей, имеющих ограниченные возможности, а также ожидания родителей, требуют от педагогов поиска форм, содержания и технологий, которые позволят этим детям адаптироваться в социуме.

Как основной, в работе педагогов используется индивидуальный подход, позволяющий учитывать личностные потребности и возможности каждого ребенка.

Целостность процесса  интеграции детей с ОВЗ обеспечивается взаимодействием различных организаций, учреждений социокультурной инфраструктуры. Для организации данной работы Центр установил партнерские отношения с высшими учебными заведениями (СКФУ, СГПИ), специальными коррекционными заведениями (школа-интернат №36), общественными организациями.


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

ДОСТУПНАЯ СРЕДА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС