Научно-методическая деятельность

Методическая и инновационная деятельность

В Центре внешкольной работы серьезное внимание уделяется проблеме совершенствования деятельности методической службы, которая осуществляет методическую и инновационную работу в системе обновляющихся условий реализации дополнительного образования.

Для эффективной реализации основной цели Центра, удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных  и образовательных потребностей личности через освоение программ дополнительного образования, методическая служба основой своей деятельности видит в обеспечении действенности системы внутрицентровского управления в организации, совершенствовании, стабилизации и развитии всей жизнедеятельности образовательного учреждения.

Для достижения поставленной цели методическая служба:

-организует активное участие членов педагогического коллектива учреждения в планировании, разработке и реализации программы развития учреждения, в инновационных и опытно-экспериментальных процессах;

-способствует повышению профессиональной компетенции, росту педагогического мастерства и развитию творческого потенциала педагогов, направленного на оптимальное развитие личности обучающегося, его самоопределение и самореализацию.

Методическая и инновационная деятельность в учреждении осуществляется по следующим направлениям:
















1.    Информационно-организационное сопровождение, целью которого является обеспечение эффективного сопровождение образовательного процесса учреждения.

Одной из задач методической службы является своевременное накопление и анализ нормативной документации различных уровней по вопросам организации образовательного процесса в системе дополнительного образования и своевременное ознакомление с ними педагогических работников. Своевременно обновляется и корректируется банк локальной документации Центра.

Организующим началом методической службы является методический совет и методические объединения, которые реализуют поставленные перед ними задачи.

Сформирован обновленный электронный и бумажный банки общеобразовательных общеразвивающих программ: в 2016 году утверждено к реализации 44 программы (художественного – 19, физкультурно-спортивного направления – 12, социально-педагогического – 10, туристско-краеведческого – 2, технического – 1). В Центре реализуется программа деятельности: «Основы альпинизма».

На основании нормативных документов федерального и краевого уровня по программированию образовательной деятельности ведется серьезная методическая работа по сопровождению программного обеспечения образовательного процесса. К началу учебного года проводится корректировка и утверждения всех программ.

2.    Педагогическое сопровождение, целью которого является сопровождение педагогических работников в повышении их профессиональной компетентности.

C:\Documents and Settings\Голошубова\Рабочий стол\ФОТО\Фото 15-16\Педсборы16\Attachments_larimur42@mail.ru_2016-06-19_10-21-47\фото педсовет 06.16 007.jpgВ рамках данного направления используются различные модели профессиональной подготовки и переподготовки. Педагогические и руководящие работники своевременно проходят аттестацию в соответствие с «Новым порядком аттестации педагогических работников».

Методическое сопровождение включает различные формы работы, которые организуются в рамках деятельности «Педагогической мастерской»: консультации (очные, дистанционные; индивидуальные и групповые); обучающие теоретико-практические семинары (ежемесячно – по запросу отделов, по проблемам организации образовательной и методической деятельности).

C:\Documents and Settings\Голошубова\Рабочий стол\ФОТО\16-17\ФОТО БУКЛЕТ\Администрация\С нами не скучно\IMG_0185.jpgПедагогические работники являются постоянными участниками профессиональных мероприятий различного уровня: выставках, соревнованиях, конкурсах, конференциях, вебинарах.

2015-2016 учебный год стал знаменательным для ЦВР:

– педагог Демонова Татьяна Михайловна стала победителем в XI Краевом конкурсе педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», посвященный 70-летию победы в ВОВ 1941-1945 гг. – номинация «Туристско-краеведческая»;

- зам. директора по методической работе Кульчицкая Ирина Юрьевна получила золотую медаль за монографию «Формирование педагогической культуры родителей в учреждении дополнительного образования детей» на Международной заочной выставке методических материалов «METHODICE».

В 2016-2017 учебном году педагогические работники Центра принимали участие во Всероссийском конкурсе образовательных программ, проектов и методических разработок «Педагогическая мастерская» и завоевали дипломы I степени и стали Победителями: Ищенко О.С., Коровай М.В., Шилкин А.Ю. за педагогический проект по организации развивающего досуга младших школьников «Продленка», Есиков Б.В., Есиков Е.Б. за образовательную программу «Космос», Кульчицкая И.Ю.за образовательную программу «Путь к самопознанию».

C:\Documents and Settings\Голошубова\Рабочий стол\ФОТО\16-17\ФОТО БУКЛЕТ\Жар-птица\День отдела 29.03.17\P1100467.JPGТрадиционным мероприятием Центра является «Неделя отдела», в рамках которой педагогические работники организуют и проводят для всего педагогического коллектива Центра семинары, мастер-классы, открытые занятия, праздничные мероприятия и другие формы по обмену педагогическим опытом с коллегами других отделов.Весной 2017 года проведен День отдела «Жар-птицы», приуроченный к 15-летию ЦВР. Подготовлена праздничная программа, проведены мастер-классы.

C:\Documents and Settings\Голошубова\Рабочий стол\ФОТО\Фото 15-16\Педсборы16\Attachments_larimur42@mail.ru_2016-06-19_10-22-26\фото педсовет 06.16 009.jpgК традиционным можно отнести и организацию выставки методической продукции ЦВР, которая проходит в июне месяце и подводит итоги методической деятельности педагогического коллектива Центра за текущий год. Лучшие материалы рекомендуются для участия в городской выставке методической продукции.

В учреждении ведется мониторинг кадрового потенциала педагогических и руководящих работников, в результате - создан банк данных о работниках Центра.

3.    Пропагандистское сопровождение, целью которого является информирование общественности о деятельности Центра внешкольной работы.

Центр ведет активную работу по освещению образовательно и досуговой деятельности. Сайт учреждения приведен в соответствие с требованиями и на нем своевременно размещается информация о деятельности ЦВР. Создаются электронные методические банки по накоплению достижений педагогов и обучающихся для дальнейшего обобщения опыта педагогического и детского коллективов. Наши педагоги сотрудничают с различными средствами массовой информации. В «Вечернем Ставрополе» и «Экстра КП» часто публикуется информация, статьи и заметки об успехах и достижениях наших воспитанников и педагогов.

Педагогические работники Центра участвуют в очных и заочных конференциях, публикуют научные статьи о деятельности Центра в различных профессиональных изданиях. Публикации педагогических работников за 2016-2017 учебный год:

Кабушко А.Ю., КульчицкаяИ.Ю.,Сергеева Л.А. Роль учреждения дополнительного образования в социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. - Внешкольник: № 4. – 2016 – С. 15-19.

Ищенко О.С. Практика организации работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования. Приоритетные научные направления: от теории к практике: сборник материалов XXXI Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – С. 24-29.

Ищенко О.С. Проблема профессиональной готовности педагогов дополнительного образования к работе с одарёнными детьми. «Педагогика XXI века: стандарты и практики»: Материалы международной научно-практической конференции (8 декабря 2016 г.; Липецк): в 2 ч. / Под общ.ред. Н.В. Фединой. – Липецк: ЛГПУ имени            П.П. Семёнова-Тян-Шанского, 2016. – Ч. 1. - 354 с.

Сиволобова Н.А., Луценко И.В., Шадрина Т.М. Особенности диагностики в формировании

социальной компетентности обучающихся в учреждении дополнительного образования. - Внешкольник: №5. – 2016. – С. 26-32.

C:\Documents and Settings\Голошубова\Рабочий стол\ФОТО\16-17\Мероприятие 16.02.17\P1090917.JPGКульчицкая И.Ю. 15 лет: из прошлого в будущее через настоящее. - Внешкольник: № 2. – 2017. – С. 58-60.

Педагогические работники Центра являются активными участниками и организаторами городских мероприятий в системе дополнительного образования. В феврале 2017 года на базе Центра было организовано и проведено городское методическое объединение педагогов дополнительного образования по теме «Формирование развивающего пространства для младших школьников в условиях дополнительного образования».

4.    Координационное сопровождение, целью которого является организация сотрудничества с различными организациями города и профессиональная помощь специалистам других образовательных учреждений.

Центр постоянно ведет работу по организации взаимодействия с различными учреждениями города: Администрацией г. Ставрополя и Промышленного района; Министерством физической культуры Ставропольского края; Комитетом по физической культуре и спорту и молодежной политики администрации города Ставрополя; Ставропольской краевой школой высшего спортивного мастерства по дзюдо и самбо; Краевой федерацией по айкидо и тхэквондо; Федерацией спортивного ориентирования; Училищем олимпийского резерва; Клубом «Русские витязи» с. Сенгилеевское; Городской Федерацией шахмат; МБОУ ДЮСШ по футболу; Ставропольским городским Домом культуры; Музеем ВОВ 1941 – 1945 г. «Память»; Ставропольским государственным музеем–заповедником им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве; Ставропольской городской общественной организацией инвалидов «Вольница»; Благотворительным фондом помощи детям и ветеранам боевых действий «Дары волхвов»; Ставропольской епархией; Храмом св. целителя Пантелеймона; Центральной библиотекой г. Ставрополя; Детскими библиотеками № 5, 12; Высшими учебными заведениями (СГПИ, СКФУ); Общеобразовательными организациями; Учреждениями дополнительного образования; Советами микрорайонов г. Ставрополя.

В соответствии с реализацией Программы развития МБУ ДО «ЦВР Промышленного района г. Ставрополя» на 2016-2021 годы и в рамках плана внутреннего контроля Центра, методическая служба проводит мониторинг среди обучающихся и родителей (законных представителей) по проблемам удовлетворенности образовательными услугами учреждения. С результаты опроса своевременно ознакамливается педагогический коллектив.

5.Сопровождение инновационной деятельности, основной целью которого является организация и сопровождение экспериментальной деятельности.

Организация работы осуществляется в соответствии с планом инновационной деятельности.

В соответствии с приказом комитета образования администрации города Ставрополя№ 1091 – ОД от 26.11.2014 г. в Центре реализуется программа инновационной деятельности по теме «Формирование социальной компетентности обучающихся в условиях учреждения дополнительного образования», научный руководитель Сиволобова Нелли Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования СКФУ.

В соответствии с приказом комитета образования администрации города Ставрополя № 506 – ОД от24.06.2015 года в Центре функционирует вторая городская инновационная площадка «Социальная интеграция   детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования», научный руководитель Кабушко Анна Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент.

6.    Социально-психологическое сопровождение, основной целью которого является создание наиболее комфортных психологических условий для всех участников образовательного процесса.

В рамках данного направления включены следующие виды работ: сопровождение обучающихся (диагностика, организация тренинговой работы, индивидуальное взаимодействие с ребенком, формирование мотивационной сферы и др.), сопровождение педагогов (изучение личности педагога, его профессиональной компетенции, затруднений в образовательной деятельности; организация тренинговой работы, индивидуальное взаимодействие и др.), сопровождение родителей (диагностика запросов, организация «Родительского клуба» и др.), составление социального паспорта ЦВР, взаимодействие со сторонними организациями (образовательными, административными и др.).

Безусловно, результаты методической работы в ЦВР рассматриваются только в связи с изменениями, динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в учреждении, то есть с уровнем образованности, воспитанности и развития детей, с положительными результатами в этих показателях.