Лучшие практики работы с детьми с особыми образовательными потребностями

11 июня 2020

В 2020 году сформирован реестр лучших практик работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ в учреждениях дополнительного образования Ставропольского края.

Реестр размещен на сайте Ставропольского краевого института развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования в разделе "Лучшие практики дополнительного образования по работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья":  http://staviropk.ru/index.php/18-deyatelnost/551-luchshie-praktiki-raboty-v-uchrezhdeniyakh-do

Центр внешкольной работы также вошел в реестр, так как с 2014 года организует образовательный процесс для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Включение Центра в реализацию федерального проекта «Доступная среда» сделало возможным организацию работы с детьми-инвалидами еще в четырех помещениях – шахматном клубе «Белая ладья» (ул. Морозова, 103), комнате школьника «Буревестник» (ул. Доваторцев, 53/3), комнате школьника «Искорка» (ул. Лермонтова, 271) и в административном корпусе (ул. Осетинская, 4).

Расширение географии помещений, доступных для детей-инвалидов повлекло за собой разработку специального проекта «Шаг за шагом», нацеленного на социальную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья через их вовлечение в дополнительное образование, научное руководство которым осуществляет кафедра специальной педагогики и предметных методик Ставропольского государственного педагогического института.

Проект включает реализацию дополнительных образовательных программ, психолого-педагогическое сопровождение детей и родителей, организацию досуговой деятельности.

Учебные занятия с детьми с особыми образовательными потребностями носят не только обучающий характер, но и включают элементы терапии (арт-терапии).  Эти занятия для ребят с ОВЗ на регулярной основе развивают творческий потенциал, совершенствуют коммуникативные навыки и навыки самообслуживания, расширяют представления об окружающем мире, делают его более красочным и доступным, способствуют более успешной адаптации и социализации.

Ребятам предлагаются различные варианты включения в образовательный процесс. Некоторые дети обучаются в обычных учебных группах. Для некоторых детей образовательные программы адаптируются. Осваивая их, дети могут заниматься как в группе, так и индивидуально. Часть программ разработаны специально для детей с ОВЗ, некоторые из них предназначены для освоения в группе, некоторые – для индивидуального обучения.

Помимо учебных занятий, дети-инвалиды имеют возможность принять участие в различных мероприятиях: это и экскурсии в ботанический сад, и походы в кино и театр, и посещение праздничных утренников, представлений кукольного театра, участие в мероприятиях на площадках по месту жительства.

Такое разнообразие программ по направленностям, формам обучения вызвано необходимостью удовлетворить потребности детей, имеющих очень разные ограничения. Среди обучающихся Центра есть дети, имеющие последствия раннего органического поражения ЦНС, Эпи синдром, симптоматическую эпилепсию, ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, задержку психического развития, задержку речевого развития, синдром Дауна, болезни органов зрения и слуха.
Разнородность категории детей, имеющих ограниченные возможности, а также ожидания родителей, требуют от педагогов поиска форм, содержания и технологий, которые позволят этим детям адаптироваться в социуме.